Валерий Чемерис - известный бизнес-тренер, психолог, консультант по организационному развитию



Валерий Чемерис - известный бизнес-тренер, психолог, консультант по организационному развитию, автор собственной методики подготовки лидеров СМОЛТ рассказывает о лидерстве, эффективном руководстве и том, как пережить трансформацию сознания за 24 часа и изменить мышление на более продуктивное.

1. Валерий Анатольевич, расскажите немного о себе. Где Вы учились? Давно ли стали интересоваться психологией?


По первому образованию я биолог. В 1986 г закончил второе высшее на факультете психологии СПбГУ специализация по кафедре  эргономики, инженерной психологии и психологии труда (так она тогда называлась).


2. Как бы Вы описали в нескольких словах, что такое "лидерство"? Насколько важно иметь лидерские качества и можно ли добиться успехов в работе не обладая такими качествами?


Лидерство это суть жизни, живое. Живое чтобы быть непрерывно поддерживает себя самосоздается, каждая клеточка человеческого тела делает непрерывную огромную работу, свою часть, чтобы это тело просто было. Коротко сказать лидерство - это чтобы быть, не исчезнуть не раствориться в хаосе. Процесс созидания (а лидерство созидательно) происходит на фоне тотального разрушения, разложения, исчезновения, энтропии, хаоса. Тело живое, но оно субстрат, личность появляется как следующий уровень организации живого (тела), но лидерство общий процесс, пронизывающий все уровни организации. И чтобы Ты был, ты как клеточка все время должен выполнять особую работу, чтобы быть, чтобы не растворяться в хаосе человеческих отношений, не становиться объектом распада. Таким образом лидерство это личная ответственность. Личная ответственность отличается от юридической, от ответственности менеджера, определенной законом, должностными  инструкциями и условиями (объективными законами). Эту ответственность трудно, почти невозможно описать словами. Большинство людей не зают этого чувства. Человек культурное существо, не в том смысле, что он следует этикету и соблюдает нормы, а в том смысле, что культура в которой он родился и формируется, является, с одной стороны, тканью из которой человек и состоит, а с другой стороны рамками, тюрьмой из которой он должен хотя бы выглянуть и увидеть кусочек свободы. Это в точности как с телом, с одной стороны твое тело это вроде и ты, с другой стороны тело это тюрьма, это твоя обреченность и обусловленность, пока ты не почувствовал свою власть над телом, пока не поднялся над ним. Второй этап это власть над собой, с властью приходит ответственность за то, чтобы быть, являться причиной а не следствием. Если ты взял ответственность за себя, власть над другими вопрос даже не технический, она приходит автоматически, остается снова брать ответственность. У меня есть неплохое определение ответственности - это другой уровень (более высокий) переживания прекрасного. Чувство прекрасного дано многим людям (видимо от бога) преживание ответственности - это и есть работа Я, работа лидера. Сначала ты просто чувствуешь кайф от созерцания красоты, потом начинаешь понимать, что без тебя нет этой красоты, потом ты начинаешь понимать, что есть вещи, которых без тебя нет, которые есть только, если есть ты, и что это только твоя ответственность.
Лидерство - это механизм, завершающий процессы, которые противостоит хаосу. Поэтому самым важным словом является результат. Разнонаправленные силы, приводят только к разрушению. Недостаток усилий в конечном итоге приводит к разрушению. Вы не достороили дом и он начинает разваливаться, прорастать плесенью, грибами растениями, гнить, разрушаться. Лидерство - это результат.


3. Как Вы думаете, можно ли научиться лидерству? Многие думают, что это некая врожденная харизма - либо есть либо нет. Может ли робкий и застенчивый по натуре человек стать лидером?


В нашей культуре не все в порядке с лидерством. Сейчас модно быть патриотом, но я хочу сказать, в нас глубоко внутри в предпосылках нашего уклада есть крохотный дефект. В биологии все более или менее в порядке, но в семьях, организациях, социальных институтах этот дефект проявляется как неспособность к созидательному развитию. Людей, чувствующих ответственность много меньше чем организаций. Поэтому организации у нас отсталые, ничего не создающие, функционирующие на невысоком уровне. Честно мне жаль, мы как культура можем не выжить, можем исчезнуть как Майя. Я оптимист, я привык с высокой вероятностью успеха решать задачи, вероятность решения которых очень низкая, в этом суть СМОЛТ. Чтобы стать лидером, не нужно быть самым умным, красивым или наглым. Нужно просто взять ответственность. В тренинге я заставляю участников это сделать


4. Как Вы пришли к идее создания собственной методики СМОЛТ? Что Вас вдохновило?


С некоторых пор я понял, что смысловая путаница между лидерством и менеджментом, неспроста. Люди ведь становятся глупыми, не потому, что они действительно глупые, а потому, что тут проблема. Все сталкивались с этим видели и на себе и на других, вдруг человек начинает тупить, ведет себя неадекватно, не видит очевидных для всех окружающих вещей, - значит проблема. Например существует сентенция "лидерство - инструмент руководителя" - с моей точки зрения это полная путаница. Научный менеджмент (существовал с 1910-х годов до 2010 -х). Здесь не буду останавливаться подробно это была парадигма, т.е. установленные границы мышления людей по вопросу. Вначале парадигма "научного менеджмента" была продуктивной до великой депрессии. Потом постепенно сходила на нет, IT технологии в управлении появились в этой парадигме, но с ними в этой парадигме  тем более стало тесно. В нашем веке происходит смена парадигмы управления, проявляется в системном, даже цивилизационном кризисе. А практически для меня это значило следующие. Я много лет работал с руководителями как консультант по орг развитию и бизнес-тренер. И для меня всегда было слово руководитель - просто более конкретное обозначение лидера. В спорте лидеров называют чемпионами, в науке и исскустве гениями, в организациях руководителями. Я знал руководителей, хорошо понимал их работу изнутри (как консультант и сам как руководитель) и снаружи (как бизнес-тренер и преподаватель). Я знал очень хороших руководителей, 2-х великих, и знал лично огромное количество никаких руководителей (менеджеров). Как консультант я проделывал путь вместе со своими клиентами от молодого руководителя к зрелому, от инженера (человека с абсолютно другим мышлением) до лидера проекта, от начинающего предпринимателя до лидера рынка. В 2004 г я вдруг осознал, что все мои клиенты компании-лидеры. Также я проделывал и долгие пути на месте, когда работа не давала результата, когда клиент не развивался, не учился. Я вполне научился мыслить как руководитель и смог понять этот способ мышления. Я утверждаю, что все руководители мыслят одиннаково (нет один лучше, другой хуже) но способ мышления, подход, характерные стратегии, общая логика одиннаковые, они диктуются не изучением одиннаковых оброзовательных программ (университетов), а общим личностным опытом и знанием реальности управления. И этот способ отличается ото всех остальных: ученых, преподавателей, художников, поваров и т.д. Также я понял, что образовательные программы по менеджменту в частности МВА абсолютно бесполезны (для обучения, для другого вполне могут быть полезны, общения, смены работы, брака, культурного развития) не потому, что программы и методики нехороши, а потому, что способ мышления, который передают руководителям преподаватели не работает, он бесполезен и ненужен. Преподаватели и ученые мыслят иначе, если руковдитель начнет мыслить как профессор будет в лучшем случае конфуз, и время от времени такие конфузы с руководителями случаются. Если в университете математик обучает математиков то все органично, студент учится мыслить как математик. Если преподаватель обучает руководителя, то это парадокс. В бизнес-школе скажут да у нас читают не просто руководители, великие менеджеры. Проблема в том, что читают, значит уже стали мыслить как прподаватели. Вот так родился СМОЛТ - это специальная тренинговая программа, в которой любой человек учится мыслить как руководитель. Добавлю только, что в том способе которым мыслят руководители слова мыслить и действовать обозначают одно и тоже. Возвращаюсь к началу, научная идея, что сложную деятельность лидера можно разложить на простые (пусть их даже будет много, хватит на высшее образование) и доступные среднему человеку алгоритмы деятельности, а это базовое допущение на котором строится научный подход к управлению, не верна. Эта идея не работат. Особенно в нашей культуре. Лидерство иррациональный феномен, построенный на таинственной харизме, мистическом предвидении и дьявольской интуиции, а еще любви, паранойе и массе других вещей, которые не раскладываются по научным полкам.


5. Как Вы думаете, для людей каких профессий (работников каких отраслей) особенно важны лидерские качества?


Любви все возрасты покорны, как известно, ну и отрасли. Т.е. для всех. Но практически, в первую очередь, для хороших компаний, со здоровой основой, конкуренцией, амбициями. Для руководителей, у которых велик личный вклад в результат, это: первые лица компаний (управленческий резерв), руководители бизнес-юнитов, лидеры проектов, продажники и другие менеджеры у которых нет подчиненных, но которые должны сильно влиять на своих клиентов, контрагентов и т.д. Специалисты (инженеры), которые стали руководителями. Другая категория - это те, кто потерял драйв, чувствует выгорание, не справляется со стрессом, приобретает дурной характер и сон. Внутрикорпоративный вариант СМОЛТ - это прививка лидерства, компаниям, которым чего-то не хватает. Это Майкл Портер сказал: лучшим компаниям всегда чего-то не хватет.


6. СМОЛТ расшифровывается как "Системное Мышление Основа Лидерства". Что такое системное мышление и в чем его отличие от обычного мышления?


Теоретически системное мышление в руководстве ничем не отличается от системного мышления например в программировании, есть такая работа архитектор системы. Практически диаметрально противоположно. Мы имеем дело с живыми и культурными (человеческими) системами, в которых мы общаемся посредством языка (слов), у нас есть Я, а машины даже самые современные пока не проходят тесты Тьюринга. В общем все тоже самое, только совсем в другой реальности. Лидер часть системы, нельзя этим пренебрегать, это что-то вроде квантовой механики, где наблюдаемое зависит от наблюдателя. Неизбежный атрибут такого мышления быть частью целого, видеть целое частью себя, никому не верить и рисковать.


7. Тренингов лидерства сегодня довольно много, это направление набирает все большую популярность. Чем отличается СМОЛТ от аналогов?


Всем. Все хотят сначала убедиться, что СМОЛТ похож на что-то Вам уже понятное и безопасное, а потом получить результат, которого в этом понятном и безопасном не бывает - пример неэффективной модели мышления. Боитесь, правильно - бойтесь, боитесь - не ходите на СМОЛТ, или рискните... По правилам, Вы можете уйти с тренинга и мы вернем Вам деньги. В основе СМОЛТ лежит технология ЭСТ, как написано у меня на сайте. Смолт (молодь лосося) живет в эстуарии (месте где река впадает в море), а СМОЛТ возник из ЭСТА.


8. Кого из известных людей Вы бы могли назвать настоящим лидером?


Если говорить про всем известных руководителей Стива Джобса, Ходорковского, человек с трудным для меня именем, который создал ИКЕЮ, Ричард Бренсон, их много, не все пиарятся. В России лидеров показавших результат, создавших выдающиеся компании я знаю  человек 100, думаю надеюсь, что есть еще человек 300, которых я пока не знаю. Также полагаю, что несколько сотен человек уверенно стоят на правильном пути после СМОЛТа. Многие и поражают и радуют меня своими результатами. Многих постигнет неудача. Лидерство это сущностный самый живой процесс всей жизни, отбирающей наиболее живое. Многим лидерам мы прощаем поражения, Наполеон, например, есть прекрасные, но грустные истории про компании, которые вспыхнули как звездочка и сгорели. Я никому не обещаю ни успеха, ни счастья я обещаю научить способу мышления, который работает.


9. Тренинг СМОЛТ длится всего 24 часа, возможно ли за такой короткий промежуток времени изменить мышление человека? Как это происходит?


Вся программа - это четыре тренинга. Базовый тренинг пробуждает, вы становитесь лидером самому себе и другие начинают вас слушаться. Это очень много, но не больше чем есть.


10. В чем преимущество корпоративного обучения? Как изменится отношение сотрудников к работе после тренинга?


Во многих случаях радикально. Жизнь наполнит работу. Трансформация мышления позволяет человеку эффективно управлять теми аспектами своего  поведения, которые нужны. Кто-то становится более собранным. Кто-то перестает опаздывать. Кто-то начинает показывать фантастические результаты. С каждым происходят только те изменения, которые необходимы. СМОЛТ не программирование, скорее наоборот распрограммирование. Хороший специалист, с невыносисмым характером, невозможно работать, пошлите его на СМОЛТ прежде чем уволить. Результат гарантирован.

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/interview/5749