Отношения в коллективе и ролевое общение




Типы взаимоотношений в коллективе

Американские исследователи предложили оригинальную классификацию типов взаимоотношений в рабочем коллективе. В ее основе лежит комбинация двух основных параметров, один из которых - это внимательное отношение к человеку, степень учета интересов работников, а другой - внимание к производственному процессу и степень учета деловых интересов. С точки зрения морального и психологического климата эти типы взаимоотношений в коллективе сильно отличаются друг от друга.

  1. Невмешательство. При таком типе взаимоотношений в коллективе руководитель мало заботится как о людях, так и о производстве, многие задачи он выполняет сам, не заботясь о делегировании функций и полномочий, у него нет стремления к серьезным достижениям. Главной целью такого руководителя является сохранение собственной должности.
  2. Теплая компания. При таком типе взаимоотношений в коллективе поддерживается высокий уровень заботы о работниках, руководитель стремится установить дружеские отношения с подчиненными, приятную атмосферу и удобный для сотрудников темп работы. Конкретные и устойчивые результаты работы не слишком волнуют такого руководителя.
  3. Задача. При таком типе взаимоотношений в коллективе руководитель сосредотачивает свое внимание на решении деловых задач и проблем, при этом имеет место недооценка или полное игнорирование человеческого фактора.
  4. Золотая середина. При таком типе взаимоотношений в коллективе стремления руководителя направлены на оптимальное сочетание интересов дела и интересов сотрудников. Этот руководитель не будет требовать от персонала слишком многого, однако и попустительством тоже не будет заниматься.
  5. Команда. Такой тип взаимоотношений в коллективе является наиболее предпочтительным. При нем стремления руководителя сосредоточены на том, чтобы интересы дела и интересы коллектива максимально учитывались, и на всех уровнях отношений были объединены деловитость и человечность.

 

Ролевое поведение в деловом общении

Любое деловое общение может быть рассмотрено в качестве ролевого поведения.

При этом ролью называют тот способ поведения, который задается обществом. Роль составляется из двух основных элементов. Во-первых, это базовые психологические установки собственного "Я", во-вторых, ожидания других людей. Зачастую деловой человек за один день играет по очереди сразу несколько различных ролей: руководителя, подчиненного, коллеги и т.д. Чтобы добиться успеха в любом из этих качеств, необходим не только глубокий всесторонний анализ деловой обстановки, но также готовность к успеху, на которую настроено наше "Я". Таким образом, необходимо постоянное развитие позитивного мышления. Чтобы иметь позитивное восприятие действительности, необходимо направлять все усилия на решение существующих проблем, а не огорчаться по их поводу.

Часто повторяющиеся реакции человека на окружающее, как положительные, так и отрицательные, формируют основные психологические установки его <Я>. Существует четыре варианта установок в отношении к окружающим.

Самой продуктивной и нравственной является установка "Я хороший - ты хороший", человек, живущий по такой установке, знает себе цену и ожидает, что другие люди воздадут ему должное. Человек с такой жизненной установкой всегда конструктивно работает и сотрудничает.

Установка "Я хороший - ты плохой" характерна для людей, не способных на созидательное самоутверждение. Такие люди стараются самоутвердиться за счет унижения других, переложить ответственность за проблемы на окружающих. Такая жизненная установка не только аморальна, но и малопродуктивна.

Для людей, страдающих комплексом неполноценности характерна установка "Я плохой - ты хороший". Такие люди обычно стараются избежать тесных контактов с другими людьми или же как паразиты пристают к сильным личностям.

Жизненная установка "Я плохой - ты плохой" приводит к тому, что личность человека саморазлагается, он испытывает безнадежность и теряет интерес к жизни. Человек с такой установкой подвержен приступам депрессии, быстро раздражается, он никогда не добивается ничего существенного.

Редко бывает, что человек держится только из этих установок, однако, как правило, одна из них является доминирующей. Очень важно постоянно работать над собой, целенаправленно укреплять в себе позитивный настрой, преодолевая отрицательное отношение к себе и окружающим людям.

Источник: Умный Блог

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/2749