Типы взаимоотношений в коллективе
Американские исследователи предложили оригинальную классификацию типов взаимоотношений в рабочем коллективе. В ее основе лежит комбинация двух основных параметров, один из которых - это внимательное отношение к человеку, степень учета интересов работников, а другой - внимание к производственному процессу и степень учета деловых интересов. С точки зрения морального и психологического климата эти типы взаимоотношений в коллективе сильно отличаются друг от друга.
Ролевое поведение в деловом общении
Любое деловое общение может быть рассмотрено в качестве ролевого поведения.
При этом ролью называют тот способ поведения, который задается обществом. Роль составляется из двух основных элементов. Во-первых, это базовые психологические установки собственного "Я", во-вторых, ожидания других людей. Зачастую деловой человек за один день играет по очереди сразу несколько различных ролей: руководителя, подчиненного, коллеги и т.д. Чтобы добиться успеха в любом из этих качеств, необходим не только глубокий всесторонний анализ деловой обстановки, но также готовность к успеху, на которую настроено наше "Я". Таким образом, необходимо постоянное развитие позитивного мышления. Чтобы иметь позитивное восприятие действительности, необходимо направлять все усилия на решение существующих проблем, а не огорчаться по их поводу.
Часто повторяющиеся реакции человека на окружающее, как положительные, так и отрицательные, формируют основные психологические установки его <Я>. Существует четыре варианта установок в отношении к окружающим.
Самой продуктивной и нравственной является установка "Я хороший - ты хороший", человек, живущий по такой установке, знает себе цену и ожидает, что другие люди воздадут ему должное. Человек с такой жизненной установкой всегда конструктивно работает и сотрудничает.
Установка "Я хороший - ты плохой" характерна для людей, не способных на созидательное самоутверждение. Такие люди стараются самоутвердиться за счет унижения других, переложить ответственность за проблемы на окружающих. Такая жизненная установка не только аморальна, но и малопродуктивна.
Для людей, страдающих комплексом неполноценности характерна установка "Я плохой - ты хороший". Такие люди обычно стараются избежать тесных контактов с другими людьми или же как паразиты пристают к сильным личностям.
Жизненная установка "Я плохой - ты плохой" приводит к тому, что личность человека саморазлагается, он испытывает безнадежность и теряет интерес к жизни. Человек с такой установкой подвержен приступам депрессии, быстро раздражается, он никогда не добивается ничего существенного.
Редко бывает, что человек держится только из этих установок, однако, как правило, одна из них является доминирующей. Очень важно постоянно работать над собой, целенаправленно укреплять в себе позитивный настрой, преодолевая отрицательное отношение к себе и окружающим людям.
Источник: Умный Блог
Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/2749