Как подобрать водителя такси в Москве




Работа водителя такси в Москве значительно отличается от аналогичной работы в других городах России. Во-первых, это связано с тем, что Москва – один из крупнейших городов мира по площади, поэтому не каждый человек способен хорошо ориентироваться в городе, даже несмотря на значительный опыт работы. Во-вторых, движение в Москве требует от водителя умения правильно оценивать часто возникающие сложные дорожные ситуации и быстро реагировать на них. В-третьих, услугами такси в Москве пользуются люди совершенно разного менталитета, поэтому водитель такси должен быть сдержанным и уметь найти подход к различным типам клиентов. В-четвертых, лояльность водителя к работодателю в Москве имеет большее значение, чем в других городах России, так как возможностей подыскать другую компанию в столице гораздо больше. В отдельных службах такси присутствуют дополнительные отличия в работе водителей такси в Москве и в других регионах. Они связаны со спецификой направления работы компаний, например, обслуживание VIP клиентов, иностранных делегаций. С учетом приведенных особенностей работы попытаемся нарисовать портрет идеального водителя московского такси и сформировать рекомендации по его подбору.

такси

Портрет идеального кандидата.

1. Возраст. Нижняя граница к возрасту определяется необходимым минимальным опытом работы, что составляет от 3 до 5 лет. Если говорить о мужчинах, то с учетом службы в армии такой опыт может быть получен к 23-25 годам. Верхняя граница индивидуальна для каждого человека и зависит от состояния здоровья, но в среднем не должен превышать 50-55 лет, так как надо ориентироваться на то, чтобы кандидат мог проработать в компании до пенсии минимум 5 лет. Приведенное значение верхней возрастной планки не должно быть догмой. Многие водители и до 70 лет работают  эффективнее молодых. В некоторых компаниях, оказывающих специфические услуги («Розовое такси»), требуются водители женщины. Для них нижнюю границу возраста можно установить чуть выше (как правило, женщины набирают водительский опыт медленнее мужчин) – не менее 25 лет, а верхнюю ниже – 50 лет. Независимо от возраста кандидат должен быть абсолютно здоровым.

2. Водительский стаж. Должен составлять не менее 3-5 лет безаварийного вождения в условиях города Москвы, причем активного управления автомобилем.

3. Правила дорожного движения. Должен знать отлично. К сожалению, в настоящее время наличие водительского удостоверения и опыта работы не говорит о знаниях кандидатом правил дорожного движения.

4. Навыки эксплуатации автомобиля. Водитель такси должен уметь самостоятельно исправлять мелкие неисправности автомобиля (замена колес, предохранителя и т.п.), определять  с точностью до узла более серьезные неисправности (топливный насос, амортизатор и т.п.).

5. Знание Москвы. Кандидат должен без карты ориентироваться в транспортных магистралях города и знать местонахождение основных объектов (метро, спортивные сооружения, культурные центры и т.п.), уметь прокладывать маршруты к ним без помощи GPS навигаторов.

6. Характер. Водителю такси желательно иметь взвешенный, рассудительный, психологически устойчивый характер, но водитель не должен быть заторможенным. Не допускается вспыльчивость и суетливость. Важнейшими чертами характера кандидата являются ответственность, честность и пунктуальность.

7. Культурный уровень. Кандидат должен обладать правильной речью и манерами, иметь опрятный внешний вид и соблюдать личную гигиену. Приветствуется, но не является обязательным, если кандидат обладает некоторой информацией об основных объектах столицы (музеи, театры, рестораны, спортивные сооружения и т.п.).

8. Лояльность к работодателю. Желательно, чтобы кандидат проработал не менее трех лет на последнем месте работы.

9. Дополнительные требования. Некоторые компании могут предъявлять к водителям специфические требования, связанные с особенностями работы, например, знание иностранных языков, наличие высшего образования.

Рекомендации по подбору водителя московского такси

1. Составьте описание вакансии водителя такси, которое состоит из трех основных частей: требования к кандидату, условия работы, уровень компенсаций (материальной, социальной и прочих).

2. Требования можно сформировать на основе идеального портрета кандидата, приведенного выше.

3. Условия работы определяются спецификой деятельности компании, но следует  обратить внимание на важный момент: если предлагаемый вами уровень компенсаций ниже рынка – условия работы должны быть описаны так, чтобы нельзя было явно сравнить вашу вакансию с другими предложениями на рынке вакансий. В этой же части описания вакансии определяют должностные обязанности.

4. Уровень компенсаций является оптимальными, если соответствуют среднерыночным показателям. Для определения среднерыночного уровня компенсаций воспользуйтесь аналитическими статьями, «зарплатомерами», просмотрите вакансии других компаний, опубликованные на сайтах кадровых агентств и специализированных интернет ресурсах («Суперджоб», «Работа.ру» и т.п.), пообщайтесь на эту тему со своими знакомыми, связанными с бизнесом такси. Если вам приходится пользоваться услугами такси, расспросите об уровне зарплаты у водителя, некоторые из них охотно делятся информацией. Полезно иногда почитать интернет форумы для таксистов.

5. Опубликуйте информацию о вакансии на специализированных сайтах по поиску работы в Интернете. Почему в первую очередь в  Интернете? Во-первых, потому что уровень проникновения Интернета в Москве самый высокий в России, и потенциальные кандидаты на вакансию, особенно молодого возраста, часто ищут работу именно здесь. Во-вторых, на специализированном интернет-ресурсе можно более подробно описать вакансию и тем самым сразу отмести часть кандидатов, не удовлетворяющих вашим требованиям. В-третьих, через Интернет вы можете охватить более широкую аудиторию соискателей, включая кандидатов на вакансию из Подмосковья. Можно также поместить объявления на форумах таксистов. Здесь аудитория значительно меньше, чем на сайтах по поиску работы, но можно найти интересные кандидатуры.

Дайте объявления в печатных изданиях общегородских, окружных и районных. При этом будьте готовы отвечать на вопросы, на которые в первом случае не было бы необходимости отвечать (как написано выше, в Интернете можно дать более подробное описание вакансии). С учетом того, что из-за кризиса в стране рынок соискателей переполнен, Вам придется много времени тратить на ответы по телефону.

Если у Вас катастрофически не хватает времени, то предварительный отбор лучше передать кадровым агентствам, подробно описав требования.

6. Подготовьте вопросы к кандидату. Ответы на них должны помочь Вам определить степень близости кандидата к нарисованному портрету идеального водителя московского такси. Следует подчеркнуть, что кандидата с полным соответствием нарисованному идеалу Вы не найдете (или это будет происходить крайне редко).

7. Пригласите на собеседование кандидатов, которые по предварительной информации (резюме соискателя или ответы на вопросы по телефону) наиболее подходят вашим требованиям. По точности соблюдения соискателем назначенного времени собеседования можно судить о его пунктуальности, что является одной из ключевых характеристик водителя такси. Опоздания на встречу более 5 минут для рассматриваемой должности являются недопустимыми.

8. Обратите внимание на внешний вид, манеры, вежливость, речь. Понаблюдать за манерами и вежливостью можно просто предложив чай (кофе) и поговорив 1-2 минуты на отвлеченные темы. Здесь речь идет не о каких-то изысканных манерах, а скорее об отсутствии грубости, агрессивности и вызывающего поведения.

9. Расскажите кандидату об условиях работы, обязанностях и уровне компенсаций. При необходимости ответьте на его вопросы. Уделите на этот пункт 3-5 минут.

10. Задайте кандидату заранее подготовленные вопросы, ответы на которые дадут первое впечатление о психологической устойчивости, ответственности и честности. Эти вопросы можно найти в литературе по психологии. Если у вас сложилось мнение, что кандидат достаточно честен, то далее можно задать вопрос о причинах ухода с прежнего места работы, чтобы определить лояльность к работодателю, и другие вопросы, которые не были отражены в предварительно полученной информации о кандидате. Это должно занять 7-10 минут.

11. Проверка знания Москвы. Для этого необходимо задать 5-7 вопросов по местонахождению объектов в Москве, проверить умение проложить к ним маршруты и приблизительно оценить расстояние до них. Контролировать ответы удобно по электронным картам Гугл или Яндекс. Далее, менеджеру по подбору персонала необходимо принять решение о целесообразности проверки кандидата на знание правил дорожного движения и наличия навыков эксплуатации автомобиля.

12. Проверка знаний правил дорожного движения. Проверку проводит служба безопасности движения компании (у службы могут быть свои методики), и по завершению проверки ответственное лицо должно написать заключение (2-3) предложения. Если таковой службы в компании нет, необходимо предложить ответить на вопросы экзаменационного билета ГИБДД. Знания кандидата контролируется по имеющимся правильным ответам.

13. Проверка навыков эксплуатации автомобиля. Проверку проводит служба эксплуатации, и по окончанию проверки, как и в предыдущем пункте, ответственное лицо от службы эксплуатации пишет заключение. Если в компании нет службы эксплуатации, менеджеру по персоналу необходимо заранее подготовить контрольные вопросы с правильными ответами.

14. Информация с последнего места работы. Прежде чем принять решение по кандидатуре соискателя, необходимо получить максимум информации о последнем месте работы.  Менеджеру по персоналу желательно почитать в интернете отзывы о службе такси, в которой работал кандидат на вакансию, позвонить прежнему руководителю и узнать его мнение о бывшем сотруднике.

15. Предложение руководителю. В случае успешного прохождения соискателем проверок, менеджер по персоналу пишет предложение руководителю компании с приложением заключений службы безопасности движения, службы эксплуатации, а в больших компаниях - и непосредственного начальника. На основании полученного предложения руководитель принимает решение о приеме кандидата на работу с испытательным сроком. В некоторых компаниях руководитель может принять решение после небольшого личного собеседования с кандидатом.

16. Проверка в реальных условиях работы. Перед оформлением на работу целесообразно проверить кандидата в реальной работе. Для этого выделяются от 1 до 3 дней.

17. Проверка состояния здоровья. Компания, не формально относящаяся к своей работе и безопасности пассажиров, имеет договор с учреждением здравоохранения на проведение медицинского осмотра своих сотрудников. Это необходимо, чтобы уберечься от липовых справок и получить правдивую информацию о состоянии здоровья сотрудников. Кандидат на вакансию водителя такси направляется именно в такое учреждение для прохождения медосмотра.

После успешного прохождения последних проверок кандидат оформляется на работу водителем такси с испытательным сроком. Процесс подбора кандидата на вакансию можно считать закрытым только по завершению испытательного срока с положительным результатом.

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/2630