Возрастные работники: плюсы и минусы




Большинство работодателей с подозрением относятся к работникам за 50. Они считают их неэффективными. Между тем американские исследователи доказывают обратное и советуют компаниям почаще нанимать людей преклонного возраста. Работодатели часто говорят, что сотрудники старшего возраста не владеют новыми технологиями и не обладают гибким мышлением. Но это не больше чем миф, утверждает Дебора Рассел, директор по изучению проблем персонала консалтинговой компании Towers Perrin.

Согласно исследованию, которое недавно провела компания, работники в возрасте за 50 работают не хуже, а то и лучше молодых. Компания опросила 35 000 сотрудников крупных корпораций и выяснила: работники старшего возраста более ориентированы на клиентов, а молодежь - на достижение собственных целей. Исследования Towers Perrin показали, что годовая прибыль компаний с более высоким уровнем ''клиентоориентированности'' работников часто превосходит средний уровень прибыли других предприятий в той же отрасли. Поэтому работники преклонного возраста весьма выгодны работодателям.

Исследователи опровергли еще один распространенный миф. Они доказали, что старые люди могут быть такими же новаторами, как и молодые. ''Новые решения предлагают как молодые, так и старые'', - утверждает Дэвид Гейлнсон, профессор экономики Чикагского университета и автор книги Old Masters and Young Geniuses: The Two Cycles of Artistic Creativity (''Старые мастера и юные гении: два цикла креативности''). Он объясняет, что креативность бывает двух видов. Люди, обладающие творческим потенциалом первого вида, разрушают традиции и правила, люди со вторым видом креативности создают новое на основе ранее приобретенных знаний. ''Компаниям нужны люди обоих типов'', - констатирует Гейлнсон.

В ходе исследования выяснилось также, что работники преклонного возраста легко обучаются новым технологиям. ''Считается, что старую собаку нельзя научить новым трюкам. Но, похоже, менеджерам давно пора расстаться с этими представлениями'', - утверждает Нил Чарнесс, профессор психологии Университета штата Флорида.

В России многие соглашаются с американскими исследованиями. ''Для меня возраст не имеет значения. Я больше всего ценю профессионализм и энергичность человека'', - говорит, например, Татьяна Гостенина, гендиректор и владелец консалтинговой компании в области гостиничной и ресторанной индустрии Hospitality Management Group. ''Люди с опытом и четкой жизненной позицией дадут фору молодым. Не понимаю, почему некоторые рекрутеры не рассматривают их в качестве подходящих кандидатур'', - добавляет она.

Впрочем, у рекрутеров на то свои причины. ''Работник за 50 сформировался как профессионал еще в советские времена. Это человек другой закалки, и у него так же нет никакого опыта в бизнесе'', - полагает Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала рекрутинговой компании Manpower CIS. Светлана Зорина, директор по персоналу компании - дистрибутора товаров для дома ''АСБ-рейтинг'', считает, что люди преклонного возраста просто не выдерживают темпов развития российского бизнеса. ''Они успешно работают в таких областях, как финансы, бухгалтерия, хозяйственные службы. Там бизнес-процессы идут медленно, и они поспевают за темпом'', - говорит она. Впрочем, добавляет Зорина, 10% 50-летних все же выдерживают гонку и становятся настоящими звездами бизнеса.

Рекрутеры тоже не отрицают, что у людей в возрасте есть перспективы. ''Раньше на работу брали совсем молодых. Оптимальным кандидатом считался человек 30-32 лет. Сейчас возрастная планка поднялась до 45 лет''.

Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/vozrastnye-rabotniki-plyusy-i-minusy