Обратная сторона премирования




Чтобы наградить работников за ударный труд, руководство решает их премировать. Однако не всегда сотрудник сможет по достоинству оценить такой жест начальства. Особенно если он считает, что заслужил большего. Некоторые работники в такой ситуации пишут жалобы в трудовую инспекцию.

Для того чтобы не стать жертвой проверяющих, фирма должна хорошо подготовиться к визиту трудовых инспекторов. Следовательно, компания обязана заранее предусмотреть и по возможности исключить возникновение спорных ситуаций.

Такие разные премии

Законодатели установили в Трудовом кодексе порядок поощрения за успехи и достижения в работе. Фирма может премировать работников за добросовестную и эффективную работу (ст. 22 ТК). Материальное поощрение необходимо для повышения заинтересованности сотрудников в труде. Среди прочих видов стимулирования работников можно выделить награждение почетной грамотой, объявление устной благодарности, выплату премии и другие.

Работодатель вправе устанавливать различные виды премирования, надбавок и стимулирующих выплат. Этот порядок должен учитывать мнение трудового коллектива (ст. 144 ТК). Кроме того, работодатель может определить системы материального поощрения в трудовом договоре.

Положение о премировании - это основа всей премиальной системы. Администрация оформляет его либо как отдельный документ, либо делает составной частью трудового договора. Фирма разрабатывает его самостоятельно. Руководство указывает в Положении категории сотрудников, которых можно премировать, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения. Руководство фирмы указывает в этом документе ответственного за выплату премий и документы, на основании которых они выплачиваются. Каждый критерий нужно четко изложить.

Законодатели определили, что премия может быть разовой, то есть ее необязательно предусматривать системой оплаты труда на предприятии (ст. 191 ТК). Начальство выплачивает ее обычно ограниченному количеству работников за достижения в труде: рационализаторские предложения, изобретения, выслугу лет, успешную работу подразделения и другие. Такая премия выдается только по решению работодателя. Сотрудник не может требовать ее выплаты, в отличие от той, что предусмотрена коллективным договором. По разовым премиям споров не бывает, поскольку персонал знает, что ее присуждают за особые заслуги.

Яблоко раздора

Самыми распространенными поводами для жалоб в трудовую инспекцию являются: «не выдали премии, хотя я заслужил» и «выдали меньше, чем другим, хотя работали одинаково». Недооцененный сотрудник оформил жалобу в письменном виде и отнес в трудовую инспекцию.

В итоге к работодателю неожиданно пришли проверяющие. При этом фирма скорее всего никогда не узнает, кто позвал инспектора. Он не обязан сообщать фамилию заявителя или демонстрировать жалобу. Зачастую работник хочет продолжать свою трудовую деятельность на фирме, поэтому он просит не раскрывать его имя. Тогда инспектор просто обязан сохранять конфиденциальность жалобщика (ст. 358 ТК).

Кстати, несмотря на достаточное благополучие, чаще всего жалобы подают именно в Москве. В регионах такие случаи весьма редки.

Тихо, идет проверка!

Смысл проверки заключается в том, чтобы подтвердить или опровергнуть дискриминацию работников на конкретном предприятии. Основной задачей трудовой инспекции является защита прав работников. Однако инспектор проведет независимую ревизию. Он не встанет на сторону работника, если тот «оклеветал» фирму. Проверяющий даст объективную оценку ситуации. Такая проверка является целевой. Она проводится, как правило, без предупреждения. Хотя иногда трудовики маскируют ее под плановую.

В первую очередь инспектор потребует от администрации внутренний нормативный документ, в котором прописан порядок поощрения. Например, Положение о премировании. Также его заинтересуют документы, подтверждающие, что премию выдали законно. Предположим, материальное поощрение установили работнику за большие продажи. Следовательно, должен быть документ, доказывающий, что отличился именно этот сотрудник.

Если контролер обнаружит нарушение, то виновному лицу, а не фирме в целом грозит штраф от 5 до 50 МРОТ (ст. 5.27 КоАП). Бухгалтер тоже может оказаться виновным. Дело в том, что многие фирмы предпочитают возложить на счетного работника функции кадровика, вместо того чтобы иметь отдельную штатную единицу. Таким образом, бухгалтер автоматически понесет ответственность за нарушение трудового права. Правда, вероятность этого очень мала. Чтобы избежать такой ответственности, ее не нужно письменно указывать в должностной инструкции или трудовом договоре. Тогда у инспектора не будет официального повода придраться именно к бухгалтеру.

Поэтому отделу кадров важно правильно указать в приказе причину, по которой работник лишается премии или получает ее в меньшем размере, чем остальные. То есть необходимо во внутреннем нормативном документе прописать, что работник, например, за нарушение трудовой дисциплины или за невыполнение плана лишается премии или получит ее в неполном размере. Причем кадровики должны обязательно зафиксировать эти нарушения. Естественно, если в Положении о премировании всем сотрудникам положены одинаковые премии, то начальство должно письменно обосновать уменьшение размера выплаты.

Специалисты по трудовому праву тоже считают, что администрация фирмы должна быть более осмотрительной в вопросах стимулирования работников. Валентина Митрофанова, кандидат экономических наук и практикующий консультант по вопросам применения трудового законодательства, считает, что «руководитель не может самостоятельно решать, как премировать сотрудников».

«Иначе, - поясняет Валентина Васильевна, - приход инспектора для такого управленца станет весьма неприятной неожиданностью. Часто независимые аудиторы, проводя проверки в организациях, сталкиваются с тем, что такие руководители не понимают, в чем они, собственно, были не правы. Руководитель должен помнить, что работник всегда вправе подать жалобу в трудовую инспекцию. И если проверяющий обнаружит нарушения, то руководитель организации понесет административную ответственность по статьям 3 и 132 Трудового кодекса за дискриминацию работников по оплате труда. Например, фирма выдает премии сотрудникам, занимающим одинаковую должность в компании, но при этом ее размер у всех сотрудников разный. Тогда сами работники должны четко представлять, на основании каких критериев администрация установила разный уровень премиальных выплат. Если сотрудники это понимают, то и конфликтов, как правило, не бывает. В инспекцию они не идут. Или, предположим, работники получают «черную» зарплату и знают, что и другие получили премию в конверте. Тогда их начинают мучить вопросы, сколько получили другие - больше или меньше. При этом работодатель не может никаким способом запретить обмениваться такой информацией между коллегами. Это незаконно. Вот именно в таких ситуациях работники подают жалобы в инспекцию. Дело в том, что сотрудникам не понятен принцип премирования. Им неясно, почему они трудились в пять раз эффективнее, а другим работникам дали больше или столько же».

Автор: Анна Андрющенко


Постоянный адрес материала: http://www.hr-life.ru/article/obratnaya-storona-premirovaniya